Главная / Порядок обучения / Тема 7. Эвакуация работающего населения при угрозе возникновения ЧС и при возникновении ЧС.

Тема 7. Эвакуация работающего населения при угрозе возникновения ЧС и при возникновении ЧС.

Эвакуация населения в ЧС – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах.

 

Особенности проведения эвакуации определяются:

  • характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение);
  • пространственно-временными характеристиками воздействия по­ражающих факторов источника ЧС;
  • численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения;
  • временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

 

Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

 

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:

  • упреждающая (заблаговременная);
  • экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайных ситуаций).

Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация.

При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

При экстренной эвакуации СЭП не развертываются, их задачи выполняют оперативные группы, с закреплением за ними соответствующих административно-территориальных единиц.

 

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

-       Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек.

В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

-       Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

-       Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города.

При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

 

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайных ситуаций, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.

-       Общая эвакуация – вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

-       Частичная эвакуация – вывод из зоны ЧС населения, наиболее подверженного воздействию поражающих факторов ЧС.

 

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

 

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

Экстренная или упреждающая эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию соответствующих руководителей.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителем ОИВ территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий –эвакуационными органами во взаимодействии с органами управления ГО и ЧС.

 

Эвакуация работников организаций планируется, организуется и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, рассредоточение работников организаций, эвакуация неработающих членов семей указанных выше работников, организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций, а эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакуации из зон ЧС  (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

 

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны чрезвычайных ситуаций.

 

К подготовительным мероприятиям относятся:

  • приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
  • уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
  • распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
  • подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
  • подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки-высадки;
  • проверка готовности систем оповещения и связи;
  • приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

 

С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

  • оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
  • сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
  • формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
  • прием и размещение эваконаселения в безопасных районах заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

 

При получении указания на проведение реэвакуации эвакоорганы территории проводят мероприятия по её организации:

-       определяют места посадки, высадки;

-       порядок учета и отправки эваконаселения;

-       контроль за своевременной подачей транспорта;

-       обеспечение возвращения эваконаселения к местам постоянного проживания.

 

С целью организации эвакуационных мероприятий в мирное время при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя территории создаются пункты временного размещения (ПВР) и длительного проживания (ПДП), предназначенные для временного размещения (или длительного проживания) населения, отселяемого из опасных зон (объектов).

 

Поддержка сайта — «Стобой»